Научнай көрүү. (Формирование позитивного мировосприятия)


Актуальность проблематики мировоззрения в теории и практике современной науки, деятельности работников образования объясняется тем, что сформированное мировосприятие является показателем готовности личности к активной созидательной деятельности. Развитие мировосприятия личности всегда тесно связано с социальными, политическими процессами в обществе. Особенностью современной образовательной ситуации является переход знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной, что влечет за собой пересмотр всех основных педагогических установок, в том числе и формирования мировосприятия школьников. Наиболее остро данный переход ощущается в дефиците научно выверенных теоретических и практических оснований воспитательной работы, восполняющих притягательными в своей доступности примитивными ценностями, ориентированными, прежде всего, на эмоциональные переживания, не развивающие высшие духовные и нравственные идеалы молодежи.

Признавая авторитет научного мировоззрения и мировосприятия, современная молодежь интересуется различными объединениями, стоящими на грани смешанного и религиозного мировоззрения, гарантирующие им простые и эффективные способы самореализации. В результате их деятельности у молодежи развиваются агрессивность, ограниченность мышления, безоглядная вера в «правильность» идей, отчуждение от активной деятельности сознания. Данный факт не может не настораживать любого учителя, воспитателя, поскольку научное мировосприятие не только система взглядов на мир, природу, общество, но и программа, руководство к деятельности, социальной активности, которая определяет позицию человека в обществе к природе, к своему окружению.

Каждая эпоха решает вопросы формирования мировоззрения, мировосприятия, мироощущения в соответствии с общественным укладом, уровнем развития науки и образования. Решающая роль в этом вопросе всегда отводилась школе.

В изученной нами философской, психолого-педагогической литературе рассматриваемая проблема представлена в различных направлениях:

- историко-философские предпосылки возникновения, развития и становления данного понятия на различных исторических этапах – в античной философии (Фалес, Пифагор, Платон, Аристотель и др.), в европейской философии 18 – 19 вв. (Гегель, Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), в отечественной философской мысли конца 19-го начала 20-х годов (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.С. Соловьев, А.С. Хомяков и др.);

- современные философские представления о мировоззрении как межнаучном понятии, его структуре, основных компонентах (П.В. Алексеев, А.А. Радугин, А.Г. Спикин и П.П. Федосеев др.);

 - динамика мировоззренческих ориентаций в отечественной педагогике и образовании с позиций парадигмального подхода (Г.Ф. Карпова);

- пути, средства и условия формирования мировоззрения (Г.И.Щукина, Э.И.Моносзон, М.Н.Скатин, Б.Т.Лихачев, И.В.Сысоенко, Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова и др.);

- идея межпредметности (интеграции) на различных этапах отечественной педагогики, подходы к формированию мировоззрения, мировосприятия средствами межпредметной интеграции (П.Г. Кулагин, В.Н. Максимова, И.Д. Зверев, Л.Я. Зорина, А.Я. Данилюк и др.).

Однако анализ современной психолого-педагогической литературы последних лет по данному вопросу показывает, что исследований, связанных с формированием мировосприятия в условиях личностно-ориентированного образования, практически не проводилось. В имеющихся работах наблюдается нередко замена одного термина другим, типа «гуманное мировоззрение», «научное мировоззрение» и др., а его содержание и структура остались теми же (Б.Т.Лихачев, А.И.Кочетов и др.). В гуманистическом мировоззрении не определены его основные компоненты и структура, не разработана общая программа формирования научного мировоззрения, указываются лишь отдельные подходы к его становлению, недостаточно раскрываются этнические основы развития мировоззрения, мировосприятия, мироощущения.

Анализ публикаций и обобщение практики позволили выявить противоречия между:- потребностью общества в личности, обладающей позитивным мировосприятием и неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих его становления в учебном заведении;- применением разных подходов к формированию мировосприятия учащихся в процессе учебно-воспитательной работы и недооценкой возможностей народного творчества, его влияния на развитие мироощущения, мировосприятия;- потребностью студентов в самовоспитании, содержащем позитивное отношение к миру, и недостаточным владением способами самоанализа, саморегуляции.

Выявленные противоречия актуализируют вышеизложенную проблему. Социально-педагогическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование позитивного мировосприятия учащихся средствами народного эпоса Олонхо».

         Объект исследования – процесс развития научного мировоззрения учащихся.

Предмет исследования – педагогические условия формирования позитивного мировосприятия учащихся средствами якутского народного эпоса Олонхо.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования позитивного мировосприятия средствами якутского народного эпоса олонхо.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами выдвинута гипотеза: становление позитивного мировосприятия учащихся наиболее эффективно, целенаправленно и последовательно осуществляется, если обеспечить:

- актуализацию значимости позитивного мировосприятия в процессе формирования мотивации учащихся к самостановлению личности;

- освоение учениками способов саморазвития героев этнического эпоса в процессе самопроектирования характера;

- использование средств якутского народного эпоса «Олонхо» в процессе учебно-воспитательной работы.

Цель, объект, предмет, гипотеза исследования предопределили постановку и решение следующих задач:

1. Проанализировать в философских и психолого-педагогических исследованиях понимание сущности мировоззрения, мировосприятия, взаимосвязи его с развитием личностных качеств.

2. Изучить обозначенную проблему в педагогической теории и практике и разработать структурно-функциональную модель формирования позитивного мировосприятия учащихся.

3. Создать оптимальные педагогические условия, обуславливающие развитие позитивного мировосприятия школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.

4. Обосновать и систематизировать этнические средства формирования мировосприятия учащихся на основе якутского народного эпоса олонхо; определить оптимальную технологию, обеспечивающую комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и действенно-практические сферы жизнедеятельности учащихся.

Методы исследования: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, моделирование; эмпирические – наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, контент-анализ, самооценка, экспертные оценки, анализ продуктов деятельности, опытно-экспериментальная работа; статистические – качественный и количественный анализ результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования:

1. Уточнено понимание сущности позитивного мировосприятия в единстве интегрированных личностных качеств: социальной активности, ответственности, толерантности, мобильности, творческого подхода к делу, самосозидательности.

2. Теоретически обоснована авторская модель формирования позитивного мировосприятия учащихся в единстве и взаимосвязи структурных компонентов личностных качеств (интегрированных нравственно-этических, духовно-нравственных идеалов и их проявления в поведении и деятельности) средствами якутского народного эпоса «Олонхо» и процесса их развития в учебно-воспитательной деятельности.

3. Разработаны и опытно-экспериментальным путем реализованы педагогические условия, способствующие в учебно-воспитательном процессе актуализации позитивного мировосприятия этническими средствами воспитания.

4. Разработаны критерии, признаки и показатели сформированности позитивного мировосприятия школьников на основе анализа их действий в ситуациях стандартного, неопределенного и экстремального типов.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении организации педагогического процесса школы в аспекте формирования самостановления личности: определено содержание позитивного мировосприятия, его структура и элементы; обоснован процесс формирования позитивного мировосприятия учащихся средствами якутского народного эпоса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано и проверено опытно-экспериментальным путем педагогическое обеспечение формирования позитивного мировосприятия учащихся. Разработанное педагогическое обеспечение (создание специально ориентированных социокультурных ситуаций; разработка и реализация обучающего комплекса, включающего целенаправленную организацию учебной и внеучебной работы с использованием средств якутского народного эпоса) внедрено в образовательный процесс Чурапчинской улусной гимназии Республики Саха (Якутия) и дает положительные результаты. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и методические рекомендации педагогического обеспечения формирования позитивного мировосприятия учащихся могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью теоретических положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; позитивными результатами опытно-экспериментальной работы; корректной математической обработкой и интерпретацией позитивных результатов исследования.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Аhа5ас уруоктар