Научнай көрүү. (Формирование позитивного мировосприятия)
Актуальность
проблематики мировоззрения в теории и практике современной науки, деятельности
работников образования объясняется тем, что сформированное мировосприятие
является показателем готовности личности к активной созидательной деятельности.
Развитие мировосприятия личности всегда тесно связано с социальными,
политическими процессами в обществе. Особенностью современной образовательной
ситуации является переход знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной, что
влечет за собой пересмотр всех основных педагогических установок, в том числе и
формирования мировосприятия школьников. Наиболее остро данный переход ощущается
в дефиците научно выверенных теоретических и практических оснований
воспитательной работы, восполняющих притягательными в своей доступности
примитивными ценностями, ориентированными, прежде всего, на эмоциональные
переживания, не развивающие высшие духовные и нравственные идеалы молодежи.
Признавая
авторитет научного мировоззрения и мировосприятия, современная молодежь
интересуется различными объединениями, стоящими на грани смешанного и
религиозного мировоззрения, гарантирующие им простые и эффективные способы
самореализации. В результате их деятельности у молодежи развиваются
агрессивность, ограниченность мышления, безоглядная вера в «правильность» идей,
отчуждение от активной деятельности сознания. Данный факт не может не
настораживать любого учителя, воспитателя, поскольку научное мировосприятие не
только система взглядов на мир, природу, общество, но и программа, руководство
к деятельности, социальной активности, которая определяет позицию человека в
обществе к природе, к своему окружению.
Каждая
эпоха решает вопросы формирования мировоззрения, мировосприятия, мироощущения в
соответствии с общественным укладом, уровнем развития науки и образования.
Решающая роль в этом вопросе всегда отводилась школе.
В изученной
нами философской, психолого-педагогической литературе рассматриваемая проблема представлена
в различных направлениях:
-
историко-философские предпосылки возникновения, развития и становления данного
понятия на различных исторических этапах – в античной философии (Фалес,
Пифагор, Платон, Аристотель и др.), в европейской философии 18 – 19 вв.
(Гегель, Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), в отечественной философской мысли
конца 19-го начала 20-х годов (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.С. Соловьев,
А.С. Хомяков и др.);
-
современные философские представления о мировоззрении как межнаучном понятии,
его структуре, основных компонентах (П.В. Алексеев, А.А. Радугин, А.Г. Спикин и
П.П. Федосеев др.);
- динамика мировоззренческих ориентаций в
отечественной педагогике и образовании с позиций парадигмального подхода (Г.Ф.
Карпова);
- пути,
средства и условия формирования мировоззрения (Г.И.Щукина, Э.И.Моносзон, М.Н.Скатин,
Б.Т.Лихачев, И.В.Сысоенко, Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова и др.);
- идея
межпредметности (интеграции) на различных этапах отечественной педагогики,
подходы к формированию мировоззрения, мировосприятия средствами межпредметной
интеграции (П.Г. Кулагин, В.Н. Максимова, И.Д. Зверев, Л.Я. Зорина, А.Я.
Данилюк и др.).
Однако
анализ современной психолого-педагогической литературы последних лет по данному
вопросу показывает, что исследований, связанных с формированием мировосприятия
в условиях личностно-ориентированного образования, практически не проводилось.
В имеющихся работах наблюдается нередко замена одного термина другим, типа
«гуманное мировоззрение», «научное мировоззрение» и др., а его содержание и
структура остались теми же (Б.Т.Лихачев, А.И.Кочетов и др.). В гуманистическом
мировоззрении не определены его основные компоненты и структура, не разработана
общая программа формирования научного мировоззрения, указываются лишь отдельные
подходы к его становлению, недостаточно раскрываются этнические основы развития
мировоззрения, мировосприятия, мироощущения.
Анализ
публикаций и обобщение практики позволили выявить противоречия между:-
потребностью общества в личности, обладающей позитивным мировосприятием и
неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих его становления в
учебном заведении;- применением разных подходов к формированию мировосприятия
учащихся в процессе учебно-воспитательной работы и недооценкой возможностей
народного творчества, его влияния на развитие мироощущения, мировосприятия;-
потребностью студентов в самовоспитании, содержащем позитивное отношение к
миру, и недостаточным владением способами самоанализа, саморегуляции.
Выявленные
противоречия актуализируют вышеизложенную проблему. Социально-педагогическая
значимость проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы
исследования: «Формирование позитивного мировосприятия учащихся средствами народного
эпоса Олонхо».
Объект исследования – процесс
развития научного мировоззрения учащихся.
Предмет исследования – педагогические
условия формирования позитивного мировосприятия учащихся средствами якутского
народного эпоса Олонхо.
Цель исследования
заключается в теоретическом обосновании и разработке педагогических условий,
обеспечивающих процесс формирования позитивного мировосприятия средствами
якутского народного эпоса олонхо.
В
соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами выдвинута гипотеза: становление позитивного
мировосприятия учащихся наиболее эффективно, целенаправленно и последовательно
осуществляется, если обеспечить:
-
актуализацию значимости позитивного мировосприятия в процессе формирования
мотивации учащихся к самостановлению личности;
-
освоение учениками способов саморазвития героев этнического эпоса в процессе
самопроектирования характера;
- использование
средств якутского народного эпоса «Олонхо» в процессе учебно-воспитательной
работы.
Цель,
объект, предмет, гипотеза исследования предопределили постановку и решение
следующих задач:
1.
Проанализировать в философских и психолого-педагогических исследованиях
понимание сущности мировоззрения, мировосприятия, взаимосвязи его с развитием
личностных качеств.
2.
Изучить обозначенную проблему в педагогической теории и практике и разработать
структурно-функциональную модель формирования позитивного мировосприятия
учащихся.
3.
Создать оптимальные педагогические условия, обуславливающие развитие
позитивного мировосприятия школьников в процессе урочной и внеурочной
деятельности.
4.
Обосновать и систематизировать этнические средства формирования мировосприятия
учащихся на основе якутского народного эпоса олонхо; определить оптимальную технологию,
обеспечивающую комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую
и действенно-практические сферы жизнедеятельности учащихся.
Методы исследования: теоретические
– анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы
по проблеме исследования, моделирование; эмпирические – наблюдение,
анкетирование, опрос, беседа, контент-анализ, самооценка, экспертные оценки,
анализ продуктов деятельности, опытно-экспериментальная работа; статистические
– качественный и количественный анализ результатов исследования.
Научная новизна результатов исследования:
1.
Уточнено понимание сущности позитивного мировосприятия в единстве
интегрированных личностных качеств: социальной активности, ответственности,
толерантности, мобильности, творческого подхода к делу, самосозидательности.
2. Теоретически
обоснована авторская модель формирования позитивного мировосприятия учащихся в
единстве и взаимосвязи структурных компонентов личностных качеств
(интегрированных нравственно-этических, духовно-нравственных идеалов и их
проявления в поведении и деятельности) средствами якутского народного эпоса
«Олонхо» и процесса их развития в учебно-воспитательной деятельности.
3.
Разработаны и опытно-экспериментальным путем реализованы педагогические
условия, способствующие в учебно-воспитательном процессе актуализации
позитивного мировосприятия этническими средствами воспитания.
4.
Разработаны критерии, признаки и показатели сформированности позитивного
мировосприятия школьников на основе анализа их действий в ситуациях
стандартного, неопределенного и экстремального типов.
Теоретическая значимость исследования
заключается в обогащении организации педагогического процесса школы в аспекте
формирования самостановления личности: определено содержание позитивного мировосприятия,
его структура и элементы; обоснован процесс формирования позитивного мировосприятия
учащихся средствами якутского народного эпоса.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что разработано и проверено опытно-экспериментальным путем
педагогическое обеспечение формирования позитивного мировосприятия учащихся.
Разработанное педагогическое обеспечение (создание специально ориентированных
социокультурных ситуаций; разработка и реализация обучающего комплекса,
включающего целенаправленную организацию учебной и внеучебной работы с
использованием средств якутского народного эпоса) внедрено в образовательный
процесс Чурапчинской улусной гимназии Республики Саха (Якутия) и дает
положительные результаты. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и
методические рекомендации педагогического обеспечения формирования позитивного
мировосприятия учащихся могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки
и повышения квалификации учителей.
Достоверность и обоснованность
результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью
теоретических положений исследования; использованием комплекса методов,
адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; позитивными
результатами опытно-экспериментальной работы; корректной математической
обработкой и интерпретацией позитивных результатов исследования.
Комментарии
Отправить комментарий